ХИМИЯ















Терешкова Светлана Васильевна, заместитель директора, 
учитель химии высшей квалификационной категории


Влияние учебных сетевых проектов на повышение мотивации
к изучению химии


Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого
собственной деятельностью,
собственными силами…
Адольф Дистервег
     
     Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии постоянного обновления, происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного, так и естественного цикла, в том числе и химических дисциплин. 
    Изучение химии как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками преобладает над мотивами к обучению. Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению химии, особенно в период предпрофильного обучения, становится актуальной и важной задачей.На формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия, в том числе, использование различных технологий обучения. Информационные технологии, включающие в себя современные мультимедиа системы, могут быть использованы для поддержки интереса активного обучения.Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, привносит положительный эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс. Одним из актуальных методов становится метод проектов, так как он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления образовательным процессом обучения.
     Наиболее эффективной оказалась специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети, совместные проекты на основе сотрудничества, в том числе учащихся разных классов, школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Отдельные проблемы можно рассмотреть с разных точек зрения и более глубоко. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за свой труд и за работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли.Внедрение информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению химии и качество получаемого образования. Возможности Интернета создают благоприятную среду для самостоятельного поиска материала и реализации сетевого проекта. В результате анализа полученной информации, а также работой над представлением результатов, у школьников формируются глубокие и осознанные знания по предмету, чего нельзя ожидать, если знания будут получены в «готовом виде».Технология проектов «использует» все виды мотивации: мотивация в самом процессе деятельности, мотивация содержанием (интерес- занимательность, интерес к фактам, интерес к сути явлений, их происхождению), мотивация процессом (исполнительский – как выполнение деятельности, поисково-исполнительский – как выведение правила, творческий – как самостоятельное составление задания).Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. Опыт работы учителей химии подтверждает влияние сетевых учебных проектов на повышение мотивации учащихся к изучению химии. 



Источники информации:
1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
2. Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие  — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.
3. Технология обучения проектной деятельности http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com

Комментариев нет:

Отправить комментарий