Терешкова Светлана Васильевна, заместитель директора,
учитель химии высшей квалификационной категории
Влияние учебных сетевых проектов на повышение
мотивации
к
изучению химии
Развитие и образование
ни одному человеку
не могут быть даны или
сообщены.
Всякий, кто желает к ним
приобщиться,
должен достигнуть этого
собственной
деятельностью,
собственными силами…
Адольф Дистервег
Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе
происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс
получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа
находится на стадии постоянного обновления, происходит совершенствование
содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения.
Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, это
касается как дисциплин гуманитарного, так и естественного цикла, в том числе и
химических дисциплин.
Изучение химии как раз приходится на тот возраст, когда
общение со сверстниками преобладает над мотивами к обучению. Поэтому проблема формирования у
школьников мотивации к изучению химии, особенно в период предпрофильного обучения, становится актуальной и важной задачей.На формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические
условия, в том числе, использование различных технологий обучения. Информационные
технологии, включающие в себя современные мультимедиа системы, могут быть
использованы для поддержки интереса активного обучения.Интерактивность
компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной
деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, привносит положительный
эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс. Одним из актуальных методов становится метод проектов, так как
он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении
познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления
образовательным процессом обучения.
Наиболее эффективной оказалась специально организованная,
целенаправленная совместная работа учащихся в Сети, совместные проекты на
основе сотрудничества, в том числе учащихся разных классов, школ, городов и
стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал
сетевой учебный проект. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом,
мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами
собственных и совместных разработок.Основным видом деятельности в
сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе
содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Отдельные проблемы можно
рассмотреть с разных точек зрения и более глубоко. Систематическая практика в
совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность
за свой труд и за работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять
разные социальные роли.Внедрение
информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению химии
и качество получаемого образования. Возможности Интернета создают
благоприятную среду для самостоятельного поиска материала и реализации
сетевого проекта. В результате анализа полученной информации, а также
работой над представлением результатов, у школьников формируются глубокие
и осознанные знания по предмету, чего нельзя ожидать, если знания будут
получены в «готовом виде».Технология проектов «использует» все виды мотивации: мотивация в самом
процессе деятельности, мотивация содержанием (интерес- занимательность, интерес
к фактам, интерес к сути явлений, их происхождению), мотивация процессом (исполнительский
– как выполнение деятельности, поисково-исполнительский – как выведение
правила, творческий – как самостоятельное составление задания).Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска
эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов
формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более
оперативной ориентации в широком информационном поле. Опыт работы учителей химии подтверждает
влияние сетевых учебных проектов на повышение мотивации учащихся к изучению
химии.
Источники информации:
1. Полат Е.С.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования:
учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. -
М.: Издательский центр "Академия", 2007.
2. Полякова
Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое
пособие — М.: ООО «ТИД «Русское слово —
РС», 2011.
3. Технология обучения проектной
деятельности http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com
Комментариев нет:
Отправить комментарий