Михайлова Марина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Контактная информация: mihailowa.ro2013@yandex.ru
Из опыта работы
Роль применения сетевых пректов в обучении русскому языку, литературе и во внеурочной деятельности. Для успешной реализации ФГОС современный учитель использует технологию проектного обучения. Русский язык и литература неразрывно связаны со всеми школьными предметами, влияют на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Родной язык и
литература является основой формирования этических норм поведения ребенка в
различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную
оценку поступкам с позиций моральных норм.
Применение информационных технологий
в преподавании русского языка и литературы способствует
формированию универсальных учебных действий, позволяет
эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс
обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную
деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. А задача учителя-словесника на современном
этапе – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему содержательным.
Сетевые
проекты дают такую возможность формирования универсальных учебных действий. Под
сетевым проектом понимается совместная учебно – познавательная,
исследовательская, творческая или игровая деятельность обучащихся – партнеров,
организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленные на достижение совместного результата
деятельности.
В
процессе работы ребята могут обмениваться опытом, мнениями, информацией, методами решения проблемы,
результатами собственных и совместных разработок. Средствами организации такой
совместной деятельности будет электронная
почта, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные
группы, средства поиска информации в Internet, средства общения в реальном и
отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или
сервисы Web
2.0.и т.п.
Положительными сторонами сетевых проектов является то, что обучащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях, работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна, работа не только индивидуальная, но и групповая.
Наиболее важным, на мой взгляд, является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Дается возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. При этом обучащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.) Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе проекта. Здесь важно всё и соответствие теме, и наличие исследования, и грамотность, и дизайн с оригинальностью.
Критерии оценки образовательных результатов проекта – это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.
Положительными сторонами сетевых проектов является то, что обучащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях, работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна, работа не только индивидуальная, но и групповая.
Наиболее важным, на мой взгляд, является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Дается возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. При этом обучащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.) Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе проекта. Здесь важно всё и соответствие теме, и наличие исследования, и грамотность, и дизайн с оригинальностью.
Критерии оценки образовательных результатов проекта – это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.
Метод сетевого проекта – одна из личностно
ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности
учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские и др. методики.
Данный вид работы широко используется
педагогами нашей школы. Одним из последних сетевых проектов, в котором приняли
участие наши ученики, был Всероссийский конкурс «С миру по нитке».
Организатором этого сетевого познавательно-творческого проекта было Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 84» г.Омска. Цель проекта: создание интеллектуально-творческой среды для развития
интереса к русскому языку; повышение уровня языковой культуры школьников;
реализация их потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей;
представление результата
Учителю
необходимо решить задачу
повышения мотивации к изучению предметов через вовлечение в различную
внеурочную деятельность по предметам и в этом ему на помощь может прийти
сетевой проект.
При подготовке статьи использована литература:
1.
Интернет-обучение:
технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В.
Моисеевой. - М. Издательский дом
"Камерон", 2004.
2.
Пахомова
Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей
и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
3.
Полат
Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
4.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994.
5. Вопросы
компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя.
Из опыта работы. Под ред. Л.П. Шило. -
М., "Просвещение", 2007
6. Образовательные ресурсы сети
Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог.
– Москва, 2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий