БИОЛОГИЯ














Корявикова Неля Тариэловна,
учитель биологии высшей квалификационной категории 
Электронная почта: nk170@yandex.ru


Сетевые учебные проекты


     ФГОС – это уже не инициатива, а реальность. Перед педагогами стоит задача вовремя увидеть и поддержать талантливого ученика, сформировать ключевые образовательные компетенции выпускника школы.
     Сегодня задачей педагогов стало воспитание личности, обладающей умениями и качествами, необходимыми человеку 21 века. Среди них ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт очень четко определяет место информационно-коммуникационных технологий в образовании. И в личностных, и в метапредметных, и в предметных результатах обучения устанавливаются уровни ИКТ-компетенций учеников в зависимости от ступени образования. Такие знания и навыки становятся базовыми как у ученика, так и у учителя. Одним из основных положений Стандарта является формирование УУД. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объёмах и измерениях, очерченных Стандартом, будет невозможно.
     На сегодняшний день ясно одно: школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, знакомы уже на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем они должны стать гражданами информационного общества. Научить ориентироваться в потоке информации, владеть средствами и методами поиска, отбора и создания новой информации – новый уровень информационной культуры школьника, которым должны овладеть школьники. В связи с этим, мне хочется выделить особую роль проектной деятельности учащихся.
     Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.   Реализовать этот подход можно не только через локальные проекты, выполняемые учащимися под руководством учителя. На мой взгляд, достижению новых образовательных результатов способствует привлечение детей к участию в сетевых проектах, в основе которых лежит проектная технология Intel. 
     Сетевой проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную  на достижение совместного результата.
     Сетевые проекты – воистину эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве учебно-исследовательской деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, в том числе цифровой. Здесь происходит продуктивное межличностное взаимодействие и сотрудничество в коллективе, направленность на саморазвитие, социальную ответственность, шлифование умений ставить цель и решать проблемы, а в целом – формирование исследовательской, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, продуктивной ключевых компетенций, что чрезвычайно важно для выпускника школы .
     Требования, которыми должен обладать сетевой проект:
·         учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
·         работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
·         организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
·         основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
·         возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
·         систематическая практика в совместной деятельности формирует  самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;
·         учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

     Приступая к созданию сетевого учебного проекта, прежде всего необходимо решить, какую платформу выбрать для его размещения. Это может быть любая удобная вам платформа: блог, сайт, moodle  или вики.
     Вики-среда – идеальная среда для проведения сетевого проекта. Координаторам удобно следить за действиями участников проекта, при необходимости вносить коррективы. Достаточно легко восстановить предыдущий вид страниц. Здесь же возможно организовать общение между участниками проекта. Вики-среда позволяет создавать страницы-шаблоны для дальнейшего использования участниками проекта.
     В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:
  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

При работе над проектом используются средства визуализации мышления– ментальные карты, схемы и кластеры, которые создаются  с помощью сетевых сервисов SpiderScribe и Bubbl.us., Лента времени (сервис Dipity.com. ), Вики-газеты (сервис wikiwell), презентация Prezi (сервис prezi.com), буклеты (сервис  Calameo,) и cервис Google maps, который позволяет создавать свои карты, рисовать маршрут следования или ставить метки по выбранной теме.
Разнообразие учебных проектов дает возможность всем ученикам найти применение своим способностям. Школьники очень много общаются в различных социальных сетях и использование возможностей интернет-общения  в учебной деятельности оказывается привлекательным для многих.
     Таким образом, приходим к следующим выводам: 
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.   



Литература.
1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий