Варнавская Наталья Юрьевна
Заслуженный учитель РФ,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
Электронная почта: natur13b@yandex.ru
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Информационные технологии - это современное средство обучения, обладающее высокими дидактическими возможностями, соответствующее принципам индивидуализации обучения и позволяющее учитывать психологические особенности учащихся.
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности через использование информационно-коммуникативных технологий в ресурсах сети интернет; коммуникативное и культурное взаимодействие обучающихся с носителями английского языка
- включение школьников в проектную деятельность
- углубление собственных знаний о проектной деятельности
- развитие творческих способностей обучающихся, их исследовательских навыков
- воспитание активности, интереса к проектной деятельности.
- формирование опыта сотрудничества, коммуникативных качеств.
Использование
информационных технологий в обучении
английскому языку может осуществляться во многих направлениях, самое
интересное из которых, на мой взгляд, выполнение учащимися самостоятельных
творческих или проектных работ с использованием компьютерных программ и
ресурсов Интернет, в данном случае, сетевых
проектов.
Основная цель
участия в сетевых проектах:
Сетевой проект,
по моему мнению, представляет собой модель обучения иностранному языку в единстве урочной и внеурочной деятельности,
которая будет способствовать формированию иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, определенных
стандартом образования, и её практическому применению в ситуациях реального
общения.
В современном
интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно,
ограничиваясь традиционным, достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья,
семья. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и
возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из
других стран; в рамках интернет-общения обсуждать проблемы практически со всем
миром, решая, таким образом, проблемы отсутствия
языковой среды. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает
сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в
группах и индивидуально. Формат сетевых проектов даёт огромные возможности для
организации работы по изучению иностранного
языка , как во время урока, так и во внеурочной деятельности. В школе
действует клуб любителей английского языка “English Holiday Club”. Именно в рамках работы клуба
особенно ярко проявилась практическая значимость сетевых проектов: школьники учатся
использовать информационные технологии для совершенствования знаний по
английскому языку; учатся анализировать, сравнивать найденную информацию;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Созданные ими
печатные или электронные ресурсы размещены и опубликованы в сети для широкого пользования, что позволяет
значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных
результатов.
Решение
проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения
интегрированного знания. Но в сетевом
проекте, особенно, если этот проект на иностранном языке, необходима, как правило, более глубокая
интеграция знания, предполагающая не только изучение собственно предмета
исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры
партнера, его мироощущения. Это всегда – диалог культур. Таким образом, тема,
выбранная для сетевого проекта, будет органично вписываться в систему обучения
вместе со всем программным языковым материалом.
Опыт практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых проектов позволяет сделать
вывод, что они дают возможность:
- повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
- способствовать развитию коммуникационных навыков;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- сформировать интеллектуальные умения учащихся;
- естественным образом сформировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом;
- получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося.
- открыть доступ к возможности получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями.
Литература
- Приложение
к газете 1 сентября http://1september.ru
- Образовательная
программа для школ, учебные материалы по разным предметам, тесты по
английскому языку, образовательные международные проекты http://www.att.virtualclassroom.org/index.html
- "Новый
диск" – фирма, выпускающая образовательные компакт-диски http://www.nd.ru
- Изучение
английского языка: статьи, тесты, игры, идиомы, пословицы, программы,
аудиокниги, фильмы http://www.native_english.ru
- Соловова
Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие
для студентов пед. вузов и учителей, 2-е изд. М.: просвещение, 2003
- Громыко
Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова //
Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол.
основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев
В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии
обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Новикова
Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное
образование, № 7, 2000, с 151-157
Спасибо, Наталья Юрьевна, за глубокое обоснование роли УСП в формировании важных образовательных результатов. Скажите, а в каких УСП принимали участие ваши ученики? Насколько самостоятельно они ориентировались в информационной образовательной среде проекта?
ОтветитьУдалитьУченики нашей школы принимали участие во Всероссийском учебном сетевом проекте "Овсянка, сэр?! Тайна жителей Туманного Альбиона". Это были ученики 5 класса и, соответственно, им приходилось обращаться за консультацией к координаторам проекта, т.к. информатика и ИКТ изучалась детьми первый год. Надо отметить тот факт, что ребята достаточно быстро осваивали новый материал и легко ориентировались в информационной образовательной среде проекта, изучая таким образом как английский язык, так и информатику.
ОтветитьУдалить